Суббота, 20.04.2024, 02:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Кудряшовой Галины Вадимовны.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проекты » Мастер-класс

Как поссорились А и Б
[ Скачать с сервера (71.5 Kb) ] 29.09.2014, 19:55

ОПИСАНИЕ КОНФЛИКТА.

Этот конфликт произошёл в первой школе города Костромы между учащимися двух 8-х классов.

В канун Дня Святого Валентина, когда одни ребята принимали активное участие в изготовлении «валентинок» для своих возлюбленных, вторые - играли роль почтальонов, а третьи были заняты подготовкой конкурсной программы и дискотеки, и ничего на первый взгляд не предвещало беды, произошла эта история.

Участниками этой истории стали девушки 8 «А» класса (Галя, Лариса, Оля), которые  входили в Совет старшеклассников и были активными участниками подготовки и проведения Дня Святого Валентина; юноши (Саша, Антон, Альберт) 8 «Б» класса , которым «надоели» свои одноклассницы,  и ученица 8 «Б» класса - Даша, у которой подружки учились в 8 «А» классе.

Вечер прошёл успешно, все были очень эмоциональны, но классный руководитель 8 «Б» Мария Ивановна заметила, что её  юноши Саша, Антон и Альберт   пошли провожать девушек из 8 «А» класса Галю, Ларису и Олю и вместе с ними была Даша т.к. они дружили  с детства и жили в одном районе.

На следующий день Мария Ивановна стала внимательно следить за  тем, что происходит с учащимися её класса, т.к. это заметили и девочки её класса.

А происходило следующее: все девочки объявили бойкот Даше, это выражалось в том, что они с ней не разговаривали, игнорировали её присутствие в классе и всем своим поведением выражали недовольство к ней; а Саша, Антон и Альберт наоборот были с ней очень любезны, и всё свободное от уроков время проводили  в компании Даши и девочек 8 «А» класса Гали, Ларисы и Оли. Ситуация усугублялась с каждым днём. Классный руководитель начала  выяснять причины этого конфликта, для этого она решила побеседовать  с каждым участником этой ситуации.

Первым, с кем состоялся разговор, была Даша, т.к. она оказалась «изгоем» в классе. В ходе беседы выяснилось, что  после вечера Даша оказавшись в компании своих подруг из 8 «А» класса  отправились домой т.к. они жили в одном районе и всем им было по пути, а мальчики решили их проводить.

Далее разговор состоялся с девочками, объявившими бойкот Даше. Классный руководитель знала о том, что в классном коллективе среди девочек есть лидер-Лена,  для большинства одноклассников её слово было «закон». Они рассказали, что девочки 8 «А» класса весь вечер заигрывали с их ребятами, а Даша им в этом помогала, поэтому они объявили ей бойкот.

Мальчики объяснили, что т.к. вечер закончился поздно, а девчонки из 8 «А» класса должны были привести зал в порядок, а добираться до дома надо было в другой район, они решили проводить девочек.

Мария Ивановна решила ещё поговорить с подругами Даши, которые объяснили ей, что после вечера ребята, проявив вежливость, проводили их всех домой.

 

 

 

 

Мастер- класс

 «Как поссорились «А» и «Б»».

 

 

Цель:

Развить представление  о сущности конфликта, понимание истинных причин  его возникновения, показать возможность конструктивного способа  разрешения конфликта.

Задачи:

  • Выработать модели поведения в конфликтных ситуациях между подростками.
  • Отработать стратегии решения конфликтов  на практике.

Форма проведения: методический калейдоскоп (тренинговые упражнения, беседа, работа в группах).

Участники: учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов, классные руководители среднего звена, администрация школы.

Этапы подготовки:

  1. Создание инициативной группы среди педагогов по проведению мастер класса. ( Методические рекомендации по форме проведения и включению их в процесс обсуждения проблемы)
  2. Подготовка обзора  научно-методической литературы по теме мастер-класса.
  3. Изготовление наглядного материала (буклеты с рекомендациями по  видам конфликтов и способами их разрешения).
  4. Распечатка материалов мастер-класса для классных руководителей.

Оформление:

1.Подготовка классной комнаты для участников мастер-класса (расстановка парт, так, чтобы удобно было работать в группах, места для  участников мероприятия (кл. руководителей, администрации, гостей)).

2.На доске - тема мастер- класса, выполненная в спокойных тонах.

3.Карточки или кружочки 6 цветов по количеству участников,  6 шляп, изготовленных из картона, разных цветов,  карточки с примерными вопросами, открытки с пожеланиями для каждого участника, заранее спрятанные в аудитории.

4.Выставка методической литературы по заявленной теме.

Общая продолжительность мероприятия:

Рекомендуем проводить данное мероприятие общей продолжительностью  от 1  до 1, 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер-класса.

 

Вступительное слово классного руководителя. ( Примерный вариант, всё зависит от того, какой конфликт произошёл, какими методиками владеет классный руководитель, какие формы проведения мероприятий он предпочитает).  Во вступительном слове классный руководитель  раскрывает замысел мероприятия. Он формулирует  цель мастер-класса и задачи участников по их реализации.

На первоначальном этапе  учащиеся не разбиваются на группы, а рассаживаются в том составе, с которыми ранее беседовал классный руководитель, т.е. это группы между которыми произошёл конфликт.

 

 

Древние китайцы говорили: «Хороший климат не сравнится с плодородной  землёй, плодородная земля не сравнится  с согласием». Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. Тем не менее, человек достаточно  часто вынужден вступать в различные конфликтные ситуации. Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Если мы обратимся к научному определению  слову «конфликт», то это вид отношений - межличностных, личности и группы, межгрупповых,- в основе которых лежит  объективное несовпадение и даже противоречие целей, интересов, мнений участников. Отсюда следует, что конфликт всегда имеет под собой некое основание, реальную причину, от которой нельзя просто отмахнуться. Если спор можно прекратить, если он надоел, ссору - остановить, предпочтя «худой мир», то конфликт можно только решить, т.е. провести специальную работу по выяснению противоречащих друг другу интересов и поиску решения, приемлемого для обеих сторон.

Именно это мы и попытаемся сегодня с вами сделать. Но вначале я хочу предложить  всем вам  поочерёдно высказаться по поводу произошедшего.

 Далее подросткам предлагается  принять участие в упражнении «Выпустить пар»

Упражнение «Выпустить пар».

Цель:  научить подростков реально оценивать себя и других людей, успокоить участников конфликта для дальнейшей конструктивной работы.

Инструкция.
Каждый из присутствующих может сказать  остальным, что ему мешает или, на что он сердится. Обращайтесь к конкретному человеку. Например: «Даша, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчики  «предатели» » или «Девочки, наверное, не правильно подчиняться мнению одного человека». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «выпустить пар».

Если кому-то из вас совершенно не на что будет пожаловаться, то просто скажите: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно выпускать пар».
 

Когда круг «выпускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

 

Анализ
Что говорили?
Какие чувства вызвали обращения в ваш адрес?
Что удивило?
Готовы ли вы изменить в себе то, что мешает другим?

Итог. (  Классный руководитель обобщает ответы учащихся, и ни в коем случае никого ни в чём не обвиняет и не принимает ничьей стороны)

Примерный вариант подведения итогов.

Итак, все вы  открыто и без обид высказали то, что у всех  давно накипело. Анализируя ваши ответы  можно сделать вывод о том, что многие из вас осознали то, что с вами произошло, и к каким последствиям привели ваши недомолвки и не желание правильно оценить  ситуацию.  Но для того, чтобы  полностью развеять сомнения, которые у вас остались (всегда, как правило, есть учащиеся, которые на первом этапе разрешения конфликта остаются при своём мнении и считают себя правыми), мы попытаемся   рассмотреть эту проблему  с разных сторон и выделим истинные причины, которые привели вас к конфликту и сформулируем возможные   способы его разрешения.

Основная часть.

Проводится групповая работа по методике «Шесть шляп».

Перед тем, как проводить  эту работу, классный руководитель делит участников на группы по цветовой гамме (для этого вначале занятия готовятся кружочки или карточки разных цветов и укладываются в коробку, из которой учащиеся поочерёдно достают карточки и формируют 6 групп). Когда группы сформированы для каждой выдаётся шляпа соответствующего цвета и карточки с примерными вопросами для обсуждения, а так же на этом этапе в работу групп включаются подготовленные заранее педагоги, задачей которых помочь учащимся правильно оценить произошедшее с ними.

Белая шляпа.

Ваша задача – выдать достоверную (изложить факты) информацию по поводу того, что произошло.

 Примерные вопросы: С какого события начал разгораться конфликт? Что послужило «явными», а что «скрытыми» причинами конфликта? Кто, по вашему  мнению, сыграл ключевую роль в развязывании конфликта? Сколько учащихся было втянуто в конфликт? Кто больше всех пострадал? К чему всё это привело?

Красная шляпа

Ваша задача – эмоционально отразить то, что здесь происходило.

 Примерные вопросы:

Какие чувства вызвала эта ситуация? Что в эмоциональном плане происходило далее?   Как в эмоциональном плане разделились классные коллективы? Когда стали  возникать  чувства  недовольства, апатии,  удивления, возмущения? Как вы их выражали? Когда возникло чувство, что все надоело?  (и возникло ли оно?).

Черная  шляпа

Ваша задача – выявить наиболее существенные недостатки в происходившем.

 

 Примерные вопросы:

Какого рода недостатки можно обнаружить в сложившейся ситуации? Чего явно не учли участники конфликта? Что было не так?  В чем причина? Какие ошибки говоривших и делавших можно назвать? 

Желтая   шляпа

Ваша задача – найти достоинства в сложившейся ситуации.

 Примерные вопросы:  

Какие плюсы представляются наиболее существенными? Что хорошего получилось в результате? Кто,  по вашему мнению, оказался  в более  выигрышном положении? С чем можно не согласиться в критике «черной шляпы»?  Что вызывало положительные чувства? Кто вызвал одобрение окружающих?

Зеленая  шляпа

Ваша задача – определить, ту пользу, которую можно вынести из произошедшего  с вами.

Примерные вопросы:

Что полезного в самой ситуации? Какие модели поведения  полезно обсуждать и продумывать? Какая информация была полезной, что нового можно было почерпнуть для решения тех проблем, которые есть в повседневной жизни? Что из известного было приятно услышать еще раз, какая абсолютно новая информация прозвучала? Какие модели взаимодействия  следует использовать в общении со сверстниками?

Синяя    шляпа

Ваша задача – осмыслить все, что было сказано до вас, и сформулировать резюме общего обмена мнениями о достоинствах и недостатках происходившего.

 Примерные вопросы:

Что хотел показать классный руководитель? Чего хотели участники? Смогли классный руководитель  и участники реализовать свои потребности? Было ли комфортно? Что из происходившего было самым трудным? Что из соединения желаемого обеими сторонами возобладало? Какой фразой можно выразить  общий результат мероприятия?  Какие  есть пожелания у вас для всех присутствующих?

Завершающий этап.

Когда все группы высказали своё мнение, а последняя группа подвела итог происходившего, классный руководитель предлагает закончить мероприятие, объединившись вместе, но вначале каждому участнику присваивается индивидуальный номер.

 

 

 

Упражнение «Подарок».

Это упражнение будет прекрасным финалом нашего занятия.

Цель: показать один из способов без конфликтного общения на практике.

 

Инструкция
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предлагаем всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.

Обобщая высказывания учащихся необходимо ещё раз подчеркнуть, что:

  • Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
  • Конфликт не приведёт к серьёзной ссоре, если будет решаться на основе компромисса; преимущества компромисса: уметь выслушать и понять другую сторону, согласиться, пойти на уступки.
  • Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь разрешения конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература.

 

  • Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989.
  • Ермакова О.М., Семёнов М.Ю. Психология общения (практикум). Омск, 1997.
  • Лютов Е.К., Монин Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000.
  • Панкратов В.Н.Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. М., 1999.
  • Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст:. Проблемы становления личности. М. 1994.
  • Риэрдон Б.Э. Толерантность-дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
  • Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. М.:Народное образование, 2001 .
  • Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Л., 1975.
  • Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет М.:АСТ, 2006.
  • Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми: Из опыта работы психолого-педагогической службы. М.:Педагогика, 1989.
  • Энциклопедия для детей. Т.18: Человек. Ч.2:Архитектура души. Психология. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.:Авнта+, 2004.
  • Юсупов И.М.Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

 

Категория: Мастер-класс | Добавил: Галина
Просмотров: 837 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz